Лодка «Берег-420». Морские испытания. Часть 2.
Данная статья продолжает отчет о результатах тестовых испытаний лодки ПВХ «Берег-420» в Баренцевом море, водохранилищах Кольского полуострова, проведенных нашим экспертом. Первая часть статьи описывала технические, эксплуатационные характеристики изделия, уделяла внимание техническому заданию. Во второй части более подробно разбираются особенности конструкции, приводятся рекомендации совершенствования продукции согласно итогам проведенных тестов.
Не забудьте прочесть Часть 1 данной статьи.
Приятного чтения!
Многобаллонное надувное дно низкого давления
Такое дно самое надежное, неизгибаемое, а по жесткости палубы неотличимо от пайол. Дно состоит из 4-х независимых труб диаметром 280/200/200/280 мм, упакованных в карман из ткани плотностью 850 г/м². Пробить четыре трубы, запечатанные в три слоя ткани нереально. Из-за холодной воды я накачиваю дно аналогично скегам катамарана: 0.4 – 0.45, хотя для многобаллонника достаточно 0.3.
Суммарный объем надувного дна составляет около 576 л, поэтому многобаллонник способен сохранять ход под мотором только на баллонах дна с полностью спущенными бортовыми баллонами.
Палуба покрыта нескользящей защитной тканью плотностью 800 г/м², ценность ее переоценить невозможно.
Многобаллонное дно обеспечивает пневматическую подвеску толщиной 200-280 мм, самоотливной кокпит, теплоизоляцию, водоводный тоннель, высокую проходимость, волок по грунту, возможность стоять в кокпите на ходу, даже установку палатки в кокпите. Удивительно сколько комфорта добавляют надувные отсеки по краям и снизу.
С учетом защит итоговая плотность материалов НДНД составила 2500 г/м² у палубы, 2550 г/м² у дна. Плюс рифленая ПВХ, реданы на скегах.
Итоговый уровень защиты дна таков - Лодку ПВХ 420 можно таскать автомобилем по песку, камням.
Самоотливной кокпит
Объем труб надувного дна составляет около 576 литров. Объем секторов бортовых баллонов, находящихся ниже палубы, составляет примерно 660 литров.
Таким образом, забортная вода может появиться на самоотливной палубе при весе лодки около 1216 килограмм. При массе лодки 600 килограмм палуба в статике находится выше уровня воды.
Самоотлив невероятно удобен для мытья кокпита, удаления песка, водорослей, грязи, рыбной слизи, крови.
У меня было четыре случая затопления кокпитов обычных лодок, плюс один случай затопления загруженного носа самоотливного кокпита катамарана ввиду наличия прогрессивного сужения диаметра баллонов от кормы к носу, уменьшения объема скег в носовой части. Слабый двигатель провалил попытку поднять нос, слить воду. Была опасная ситуация из-за залива пространства между сланью и надувным килем лодки класса «Heavy Duty», которая заслуженно считается очень мореходной. Мощность была недостаточной для выравнивания дифферента из-за влетевшей в кокпит воды, кокпит стало заливать очередными волнами. Одиночные сливные клапаны с клинящими от мусора мебранами, шторками наиболее часто пытались сократить маршрут к свету в конце тоннеля.
Скеги
Скеги представляют из себя два параллельных цилиндра диаметром 280 мм, оснащенных «лыжами» шириной 150 мм, выполненными из продольных реданов треугольного сечения, ленты рифленого ПВХ шириной 120 мм.
Их основная функция - создание водометного тоннеля в море неактуальна. В остальном их наличие или отсутствие осталось вопросом - отсутствовал аналог без скег, подходящий для проведения сравнения. Есть похожие многобаллонники без скег, которые успешно эксплуатируются в Баренцевом, Беринговом, Охотском морях наравне с катамаранами. Лыжи для волока можно наклеить любым сосискам дна, усилие волока может снизиться ввиду снижения удельного давления на грунт.
В динамике лодка 420 идет на скегах, выпирающих ниже бортовых баллонов (13 см), а также части дна между скегами, выпирающего ниже бортовых баллонов (5 см). Результат - лодка имеет около 244 литров надувных отсеков, расположенных ниже бортовых баллонов. Катамаран аналогичного размера со спаренными скегами имеет ниже уровня надувного дна около 306 л. Итоговая ширина смоченной поверхности «БЕРЕГА – 420» в режиме глиссирования составляет всего 96 см, поэтому измеренная позже скорость лодки при использовании «Тохатсу – 18» оказалась идентична со «Стрелой - 420 Джет», а именно 34 км/ч (вес 500 килограмм), 31 км/ч (вес 600 килограмм). Например, уважаемый мною «Баджер 430 HD» для достижения таких - же показателей требует мотора 25 - 30 л.с.
Многократные замеры скорости хода, путевого расхода топлива показали - «БЕРЕГ – 420» весом 450 килограмм идет одинаково с катамараном «БРАТАН – 430 KLM» при использовании: «Тохатсу – 18» 31-34 км/ч, путевой расход - 22-24 литров / 100 километров, «Ямаха – 15» 22 - 24 км/час, путевой расход - 28-32 литров / 100 километров. Мотор мощностью 18 л.с. показал себя экономичнее 15 л.с. (24 %), ничего удивительного. Такой эффект возникает у отметки веса лодки около 330 килограмм.
При весе судна около 244 килограмм прототип в статике ложится бортами на воду. Катамаран 430 (спаренные скеги) в статике ложится на бортовые баллоны, плоское дно при весе судна около 306 килограмм. Катамаран 420 (одиночные скеги) диаметром 22 сантиметров ложится на бортовые баллоны, плоское дно при весе судна примерно 228 килограмм.
Лыжи скег имеют ширину 15 см, длину глиссирующей поверхности около 300 см. Итого 0,9 м². Удельное давление лодки весом 450 килограмм на грунт составляет 50 г/см². Удельное давление лодки весом 100 килограмм составляет 11 г/см², лыжника - 30 - 60 г/см², пешехода – 300 - 600 г/см². Поэтому лодку без мотора можно таскать по грунту силами одного человека.
Водоводный тоннель
Я предполагал, что широкий тоннель во всю длину лодки высотой 80 мм должен обеспечить максимальную подачу воды к винту, интейку водомета. Практика показала - такой тоннель при попутной морской волне высотой 70-80 см напротив требует опустить мотор на 25 миллиметров от обычного положения чтобы исключить прохваты. Тогда до меня дошло - цельный тоннель при попутной волне накрывает воздушную подушку. Притом, на встречной такого эффекта нет. Аналогичные проблемы существуют у катамаранов. Поэтому производителю было направлено предложение создать выпуклую гидролыжу или киль в передней части тоннеля до начала производства скеговых моделей.
Регулируемый по высоте транец
Регулируемая съемная надставка транца выполнена из листовой нержавеющей стали толщиной 3 мм. Она позволяет уменьшать осадку винтового ПЛМ на мелководье до диаметра винта без потери его упора (в отличие от тримминга углом наклона), устанавливать водометы различной мощности (с различной высотой дейдвуда). Переоценить наличие транца на Кольском полуострове сложно. Надставка получилась настолько мощной, тяжелой, стала оставаться дома, а вместо нее задачи успешно решала фанерная планка высотой 25 мм.
Базовый транец расcчитан для установки ПЛМ со стандартной (S) высотой дейдвуда (380 мм), толщину 35 мм. Морские моторы (дейдвуд 508 мм) у надувного флота РФ непопулярны.
Транец имеет два типа надставок: под винтовые моторы / водометы с регулировкой по высоте 380 – 470 мм (винты), 470-570 мм (водометы). Водометная надставка производится из листа толщиной 4 мм. Для установки тяжелых водометов будут предлагаться 4 штанги (опция) – усилителя транца.
Толщина надставки первого типа (винтовой) составляет 41 мм, это позволяет устанавливать ПЛМ от троллинговой «докатки» мощностью 2.5 л.с. до 30 л.с. Толщина надставки второго типа (водометной) составляет 43 мм.
Кокпит
Кокпит размером 305 х 86 х 57 см можно назвать произведением инженерного, дизайнерского искусства. Он очень удобен, красив, функционален, наворочен до предела. Вместе с носовым тентом, фальшбортом обеспечил поразительный уют экспедиций при огромном количестве багажа, возможность рыбалки вчетвером.
Носовая треть кокпита предназначена багажку. Благодаря отсутствию прогрессивного сужения диаметра баллонов в носовой части, отсутствует влияние огромного багажа в носу на дифферент, глиссирование. Это было обязательным условием ТЗ. У транца обычно находятся 2 бака топлива по 24 литров, под банку судоводителя можно поместить еще 60 литров. Итого у транца и под банкой судоводителя может находиться 108 л топлива, без помех управлению ПЛМ, ногам. Полезный объем кокпита без фальшборта составляет 1390 литров, с фальшбортом - 1720 литров.
Фальшборт сдвинут на внешнюю половину бортовых баллонов, освобождая около 330 дополнительных литров кокпита, максимально защищая кокпит и экипаж от брызг, ветра. Оказалось, фальшборт позволяет комфортно сидеть на бортах, опираясь о него спиной, класть морские спиннинги при силовом выкручивании катушек. Сомнения о целесообразности заказа фальшборта испарились сразу.
Все влезавшее в «Патриот» и «Крузер», влезает в эту лодку. Формально ее грузоподьемность на 150 килограмм больше «Патриота», хотя он возит больше. Кокпит позволяет спать на палубе вдвоем (можно установить тент – трансформер).
Управление ПЛМ
Согласно опыту эксплуатации многобаллонников я предполагал, что румпель мотора окажется низко. Румпель оказался над банкой. Очень удобно в качестве удлинителя румпеля использовать сантехническую трубу диаметром 40 мм. Цена вопроса – 110 р. Этот же удлинитель часто используется во время управления стоя на мелководье, в приливно – отливной зоне, на перекатах. Удивило удобство управления стоя без поручней из веревок (на катамаране тоже), хотя у катамарана поперечная остойчивость еще выше. Сказывается масса, габариты лодки ПВХ 420. Сосиски дна (давление 0.3-0.4 бар), три слоя ткани обеспечивают очень высокую жесткость палубы для управления стоя, а ширина лодки 186 см дает стабильное положение тела в пространстве.
Рыбалка
Лодка 420 позволила ходить по морю 120 - 220 километров за выходные, поэтому в первые 7 дней я наловил около 350 кг (170 кг филе), после чего семейные потребности закончились. Неожиданная сторона высокой мореходности. Всего за 4 месяца лодка наловила около тонны.
Разделив стоимость тонны рыбы на цену лодки ПВХ 420 со всеми опциями получился интересный результат: за 4 месяца она окупилась 2 раза.
Поэтому в море очень много дорогих лодок, здесь другие масштабы, экономика.
Рыбалка в отвес производилась на глубинах 60 - 200 м. Удобство кокпита очень высоко. Фальшборт, защита палубы, грузовая перегородка сильно помогли. Кроме того, мы перевозили здоровые спиннинги, располагая их на ликтросах вдоль фальшборота и внутреннего леера.
Единственное неудобство доставляли опущенные к воде були, которые мешали выборке плавученго якоря (парашюта) с кормы. Були многобаллонника неважны во время движения, поэтому я попросил производителя рассмотреть возможность изменения их формы на цилиндр или тупой карандаш. Були оказались нужны только чтобы один человек поднимал корму лодки за ручки, которые располагаются на внутренних сторонах булей, а также в качестве второй ступеньки после выступа скег чтобы заходить в кокпит из воды. Хорошо, когда були имеют длину, достаточную для подъема кормы одним человеком вместе с навешенным ПЛМ.
Интерцепторы и транцевые плиты
Как выяснилось, многобаллоннику они без надобности. Кату со спаренными скегами тоже. Если что-то изменится после использования водометов - сообщу.
Носовой тент
Носовой тент - крайне полезный элемент, особенно в море. Температура комфорта зависит от ветра, влажности. Мокрый экипаж превращается в зомби. В Баренцевом море треску ловят весной и осенью, притом пить можно только чай. Весна – это минус 20 °С. 14 м/с – это ветер, при котором Береговая охрана разрешает выход. К скорости ветра стоит прибавить вектор скорости движения лодки.
Защита палубы
Палуба покрыта нескользящей тканью «Plastel TE 80 antislip». Она показала себя крайне хорошо, была заказана для палубы жесткого корпуса. Скользкая палуба – последняя вещь, которую хочется иметь в кокпите. Все лодки, включая гребные, просили такой палубы. Не тот случай, когда стоит экономить.
Банки
Банки фанерные, длинные, упругие, передвижные, на ликтросах с люверсами, имеют дополнительное крепление на шнуровке (хотя сидят намертво за счет распора баллонов во время накачки), весят 3,6 килограмм каждая. К моему удивлению, обеспечили амортизацию, намного более комфортную посадку.
Миграция банок по мокрым ликтросам просто достала в ряде лодок. Главная мышца, неожиданно теряющая опору на волне, вызывает неприличную лексику. Баллоны диаметром 50 сантиметров рулят. Мало кто представляет насколько огромно влияние диаметра баллонов на комфорт (высоту) посадки на банках. Лишние 5 сантиметров дают очень много.
Накладки на банки
Для увеличения комфорта были заказаны мягкие накладки на банки. Использовали их постоянно. Качество, прочность безукоризненные. Они сделаны из ткани баллонов теми же людьми, кто клеит лодки ПВХ 420. Накладки имеют молнию снизу, благодаря которой толщину наполнителя легко регулировать в широких пределах. Высоту посадки можно довести до 40 см, хотя необходимость отсутствовала.
Подвесная сумка
Удобная штука очень высокого качества плюс прочности. Сделана из ткани баллонов. Конструктивно крепится к мягкой накладке банки молниями, фактически это делать лень, сумка валяется в грузовом отсеке за перегородкой, а ниже передней банки стоят продовольственные контейнеры. Вместо молний я бы использовал обычные стропы – ручки. Сумка мобильная, многофункциональная. Зачем оставлять ее, если можно носить в лагерь. Этой сумке необходима герметизация швов, о чем производитель был извещен.
Кресло
Без кресла никуда больше не пойду. Все пассажиры хотели такие же. Кресла просят строп – оттяжек к люверсам для регулировки угла наклона спинки, мертвого крепления на банках. Я использую грузовую стропу 20 мм (храповый механизм) за 250 руб.
Грузовая перегородка и фурнитура крепления багажа
Первая треть кокпита всегда занята багажом. О такой перегородке мечтал во время эксплуатации всех лодок. Груз во время волнения перестал пытаться допрыгать до кормы, выдавливая пассажиров, емкости с рыбой. В кокпите установлено несколько грузовых проушин для крепления баков. Мелкие вещи вроде термосов я обычно складываю в прямоугольные небьющиеся пластиковые ведра, а ручки ведер притягиваю к внутреннему лееру кокпита эластичными стяжками.
Фартук с леером внутри кокпита
Позволяет держаться, крепить груз в любой точке кокпита. Ощутимо был нужен во время использования катамарана, других лодок. Лодки без цельного леера борта последние 6 лет отметаю, иначе получается незакрепленный хламосборник.
Забортный леер
Он необходим для спасения человеческой жизни на воде. Чтобы исключить зацеп рыболовными снастями, корягами, плавуном, буреломом лееры подняты выше середины борта. Понять функционал такого расположения можно при первом вытягивании 3-х рыбин одной морской снастью. Практика показала - лееры «в линию» удобнее петлевых, особенно для уменьшения зацепов. Заход лееров на були сделан чтобы человек, оказавшийся в воде, мог подняться в кокпит через транец не выпуская леер. Перемахнуть через борт высотой со стиральную машину сложно. Для этих целей существуют аварийные трапики.
Весла
На мелких реках, на старте, эвакуации лодки в морском прибое судоводитель должен иметь возможность мгновенного перехода от управления ПЛМ к веслам, потом обратно. Поэтому уключины расположены со сдвигом в корму с равным доступом судоводителя, пассажиров. Весла могут крепиться в любую сторону от уключин. Такое решение удобно, когда носовая часть завалена багажом. Длина весел достаточна для старта от берега, но гребля – слабая сторона лодок такого назначения. Грипсы сделаны из нескользящего материала, такая особенность порадовала. Я бы увеличил длину рукояток фальшборта.
Насос
Автоматический электрический двухкамерный насос «BRAVO BTP - 12 М» (со встроенным механическим манометром), дующий 450 л/мин турбинкой низкого давления, 160 л/мин поршнем до 1000 мбар, накачивает 9 отсеков огромной лодки ПВХ 420 за 20 минут (автоматический режим). Наблюдение за его работой приносит массу удовольствия.
В качестве бортового последние пять лет использую ручные насосы высокого давления объемом от 2,5 до 6 л.с. проходным манометром. Из-за отсутствия денег можно купить турбинный низкого давления производительности 800 литров/минуту, дополнительно - ручной. Это довольно удобный, очень надежный комплект. Для лодки объемом 2620 л двухкамерный электрический автоматический насос является добром, а ручной - злом. Ножные меховые насосы не способны выдавать 0,4 – 0,5 атмосферы для НДВД или скег катамарана, например. Двухкамерные ножные я не пробовал. Не стану, не понимаю зачем они мне нужны. Ручной дует любое давление, у него нет мехов, которые любят рваться.
На основании опыта накачки катамарана аналогичного размера различными комбинациями насосов, я попросил прислать относительно недорогой двухкамерный электрический автоматический насос «BRAVO BTR - 12 М» (со встроенным механическим манометром), дующий 450 л/мин турбинкой низкого давления, 160 л/мин поршнем до 1000 мбар, способный работать 20 минут без отдыха. Этих 20 минут хватило для накачки 9-и отсеков лодки до 300 мбар.
Хочется обратиться к итальянским производителям электрических насосов относительно длины электрических проводов. Совершенно непонятная копеечная проблема. К производителям пылесосов «Kercher» аналогично. Оказалось, у насоса отсутствует штуцер подходящий стандартным клапанам большинства лодок, взял штуцер ручного насоса.
В качестве бортового, экспедиционного личный выбор - ручной высокого давления укомплектованный запасным штуцером, проходным манометром, смазкой поршневой группы, армированным скотчем. Запасной штуцер должен лежать в аптечке лодки всегда, как запасной клапан.
Длина лодки и объем двигателя
Большинство испытаний проведено под ПЛМ мощностью 15 л.с., который достался от прошлых лодок. Моторы 9.9 (15) на северных реках они сливают моторам 3.3 - 9.8 по проходимости, весу, а на большой воде везут 450 кг (путевой расход 28-32 л), скоростью 22-24 км/ч против 600 кг под «Тохатсу – 18» со скоростью 31 - 34 км/ч (путевой расход 22-24 л).
Скорость, путевой расход лодки ПВХ 420 от ПФ «Берег» оказались одинаковы с «Соларом Стрела -420 Джет» под этим-же «Тохатсу – 18», идентичны катамарану «Братан – 430 KLM» под моей-же «Ямахой – 15».
Покупка лодки 350 (мотор 9.9) обходится вдвое дороже покупки лодки 420 сантиметров (18 л.с.).
Лодка 360 сантиметров 400 – 600 кг (мотор 249 см³) высосет в 2 раза больше бензина, пойдет втрое медленнее, чем лодка 420 сантиметров 400-600 кг (мотор 296 см³).
Объяснение: За почти одинаковые деньги первая везет вдвое меньше, медленнее и намного менее комфортно. Пишу это как друг директора крупного салона по продажам водной техники, который продает все моторы японской тройки. Он не говорит обычным клиентам ничего плохого про моторы 9.9 (15), продает их словно горячие пирожки (лодки 380). Но клиентам, задающим наводящие вопросы, он честно объясняет какую длину и какие моторы стоит покупать за те же самые деньги, без дополнительного заработка.
Примите, пожалуйста, следующие наблюдения:
- Лодка ПВХ 420 см весом 450 кг (18 л.с.) идет со скоростью 34 км/ч (путевой расход 22-24 литров / 100 километров), это на 25 % меньше, чем та же самая лодка плюс мотор 15 л.с.;
- Лодка 420 см сваливается с глиссирования до 50 килограмм позже аналогичной лодки 380 см под одинаковым мотором;
- Лодка ПВХ 420 см намного комфорте аналогичной лодки 380 см;
- Лодка 420 см весом 600 кг (18 л.с.) идет со скоростью 31-32 км/ч (путевый расход 24 литров / 100 километров);
- Лодка 380 – 420 см весом 460 – 600 килограмм (мотор 9.9 (15)) идет со скоростью 11 километров / час (путевый расход 55 (!) литров / 100 километров).
Поэтому мой катамаран и многобаллонник имеют эффективную ширину глиссирующей поверхности всего 88 - 96 сантиметров, а все мои лодки массой 35 - 89 кг мощностью 5 - 18 л.с. имеют длину 420 - 430 сантиметров. Облегченная речная лодка тоже заказана длиной 420 сантиметров.
Безопасность мореплавания
Условно морской я бы назвал лодку, которая способна безопасно телепортировать экипаж к берегу при превышении скорости ветра 14 м/с, высоты волны - 2,5 м. Обычно такие условия создают устойчивое желание обрести твердь под ногами, вместо того, чтобы продолжать маршрут.
Лодка ПВХ 420 от ПФ «Берег» имеет ряд элементов обеспечения безопасности:
Проходимость
Оказалось, проходимость рек определяется величиной заглубления винта, гидродинамическими характеристиками корпуса. Самые прогонистые корпуса каботов нередко получали максимальное заглубление винта, особенно под 15 л.с. ввиду бананового изгиба корпуса, притопления кормы, после чего уступали по проходимости огромному катамарану со спаренными скегами. Малокилевая лодка, встающая в кобру во время прохождения речных порогов, оказывалась менее проходимой, чем катамаран со скегами диаметром 18 сантиметров. Лодка, неспособная идти перекаты на ровном киле малым ходом, стучалась мотором о камни, почте чего прекращала маршрут. До публикации речных тестов могу только сказать - статическая осадка груженого прототипа равна 12 сантиметров, он не задирает нос проходя перекаты. Для речных экспедиций мы ему установим маломощный мотор с минимальным заглублением винта, посмотрим результаты.
Остойчивость
Лодка ПВХ 420 ложится на бортовые баллоны при весе судна 244 килограмм, после чего обретает остойчивость плота. Глиссирование при пустом кокпите показывает бортовое покачивание, избыточную поворачиваемость. Пустой катамаран аналогичной длины не качается, его скеги расположены по бортам. Пустой «Баджер - 350 НD» при волнении 0,5-0,8 м неожиданно оборачивается неваляшкой, а груженый шел как танкер. Обошлись без расчетов остойчивости, тестов опрокидывания, но лодка вселяет чувство защищенности.
Грузовой план
Лодке ПВХ 420 наплевать на грузовой план, расположение людей по кокпиту. Вся разница скорости составляет 1-3 километров / час. Обязательное условие технического задания.
Юбка от аэролодки
Показала очень эффективное гашение брызг. Никогда не видел, чтобы борта лодки оставались сухими на ходу.
Дальность плавания
«Тохатсу – 18» везет эту лодку массой 600 килограмм со скоростью 31 - 32 км/ч. Снаряженный вес лодки ПВХ 420 составляет 89 кг, «Тохатсу – 18» весит 41 кг, вес экипажа – 2 человека, личных вещей - 200 кг. Багаж пусть 100 кг. Остается 170 кг - топливо. Это 11 пластиковых канистр 20 литров = 220 литров. 220/25= 880 километров.
Ходовой тент – трансформер
По неизвестным причинам мы ходовой тент не устанавливали. Весит 7 килограмм укомплектованный сумкой. Открытая палуба над четвертью кокпита перекочевала от аэролодок, теоретически может обеспечивать безопасности мореплавания, рыбалки, управления стоя.
Предложения о внесении изменений
- Добавить гидролыжу носовой части тоннеля дна, исключая аэрации струй на попутной волне высотой 70-80 см. Это позволит поднять мотор на 20-30 мм до стандартного положения транца, полностью исключить «катамаранные» прохваты из-за подъёма в стандартное положение;
- Изменить форму булей. Сделать цилиндры или тупые карандаши. Були многобаллонника не участвуют в глиссировании;
- Перенести клапаны бортовых баллонов на були для накачки всех отсеков лодки ПВХ 420, кроме носового, со одной стороны – кормы. Это от лени чтобы не ходить с электронасосом вокруг лодки;
- Вместо люверсов грузовой перегородки установить 4 шт. «D» – образных кольца для обычной грузовой стропы 20 мм;
- Заменить два нержавеющих болта крепления носового тента нержавеющими шплинтами;
- Перенести наклонные передние бортовые ручки со скул на бортовые баллоны, установить их параллельно воде по уровню задних. Все шесть ручек оказались востребованы;
- На моделях оснащенных фальшбортом увеличить длину ручек весел для уменьшения расстояния между грипсами во время гребли;
- По возможности разработать муфты стыковки весел, которые нельзя расшатать. Муфты всех стоковых весел расшатываются рано или поздно;
- Сделать герметизацию швов сумок (подвесной лодочной, от лодки ПВХ 420, которая используется как огромный гермомешок);
- Увеличить размеры сливных отверстий кокпита. добавить три новых между баллонами дна ради удобства мытья кокпита, мгновенного слива кокпита (вырезал самостоятельно);
- Сохранить выступы скег за пределы транца, как очень удобной подножки для доступа в кокпит из воды;
- Целесообразность установки транцевых плит, интерцепторов отсутствует;
- Целесообразность установки облегченных дюралевых банок вместо фанерных резко отрицательная. Фанерные банки большой длины обеспечили отличную амортизацию морского волнения;
- Брызгозащитная юбка от аэролодок показала очень высокую эффективность, ее наличие на люксовых, тяжелых версиях оправдано;
- Нескользящая защита палубы показала очень высокую эффективность, крайне рекомендуется для установки на всех лодках, даже облегченных;
- Пуфики вместо банок неинтересны. Банки оказались намного удобнее, функциональнее.
Выводы по результатам морских испытаний
- Полноразмерный люксовый внедорожник «морского» класса на «пневмоподвеске» люксовой комплектации, обеспечивающий высокий уровень комфорта морских экспедиций;
- Очень высокое качество тканей, изготовления, запаса живучести, вандалоустойчивости;
- Нетребовательность к грузовому плану;
- Удивительный функционал кокпита;
- Лодка ПВХ 420 требует установки мотора объемом 296 см³;
- Лодка массой 600 килограмм (мотор «Тохатсу – 18») идет со скоростью 31-32 км/ч (путевый расход 25 литров / 100 километров);
- Мореходные качества лодки очень похожи на катамаран со спаренными скегами аналогичной длины;
- Забрызгивание кокпита отсутствует;
- Показатели грузоподъемности, скорости хода, расхода топлива (моторы 15, 18 л.с.) оказались идентичными лодке «Стрела – 420 Джет», катамарану «Братан – 430 KLM»;
- Целесообразность установки скег осталась нераскрытой ввиду отсутствия парного теста с лодкой близкой конструкции. Мягкость хода по волне оказалась идентичной «Братану – 430 KLM», а выступающие за пределы транца концевики скег оказались очень удобны для доступа в кокпит из воды, еще при старте лодки ПВХ 420 от берега в прибое;
- Уровень защиты дна для моря получился избыточным, лыжи скег принимают почти все нагрузки;
- Фальшборт, грузовая перегородка, носовой тент показали крайне высокую эффективность;
- Ткань «Sijia Forest Trap Standart» за год испытаний без единого повреждения, ламинат и прочность ткани безукоризненные.
Сергей Соколов
г. Мурманск
сентябрь 2020 г.
Ответить на возникшие вопросы или помочь выбрать товар ПФ Берег Вам будут рады помочь наши специалисты.
Вы можете связаться с нами через сообщества в социальных сетях, официальный сайт или по телефону горячей линии 8 800 500 56 92.
Еще никто не написал комментариев.